Суббота, 27 июля, 2024

НовостиОбществоЭкспедиция «Озера России» побывала на Цимлянском водохранилище с познавательной целью

Общество

Прошедшей зимой наш корреспондент побывал на фестивале авторской песни в Армавире и познакомился там с интересным человеком Сергеем Шабановым из города Кропоткина. Сергей рассказал о своем клубе семейного путешествия «Вольный ветер плюс» и об экспедиции «Озера России». И наш корреспондент предложил Сергею в этом году убить сразу двух зайцев. Поучаствовать в праздновании дня рождения клуба авторской песни «Своя мелодия» и пройти с экспедицией по Цимлянскому водохранилищу. Он с энтузиазмом воспринял эту идею.

В этот раз экспедиция была немногочисленной. Смогли укомплектовать лишь один катамаран: семья Переясловцевых – Александр, Ирина и Вера и капитан Сергей Шабанов.

Но, слава Богу, что она вообще состоялась, – сказал руководитель экспедиции и капитан катамарана Сергей Шабанов. – Стартовали утром, 5 августа, с Саркеловского пляжа, и впереди нас ждали пять дней приключений. Погода была прекрасной: легкий ветерок – 3-4 метра, не больше. Шли просто по карте, снятой в Гугле по намеченному заранее маршруту. Мы уже знали этот маршрут по рассказам наших друзей из Ростова, которые там проходили. В полдень, когда было жарко, мы причаливали на пару часов на фиесту.

В первый день произошел курьёзный случай – меня потеряла команда. У нас на катамаране четыре надувных баллона, которые служат как бы спинкой, на которую упирается член экипажа. И, видно, я своей массой перенапряг один из баллонов, и он соскочил с катамарана, а следом упал в воду и я. Катамаран шел на моторе. Пришлось возвращаться, подбирать «человека за бортом». Первую ночевку мы обустроили в районе Хорошевской. Здесь прекрасные песчаные пляжи, отличные места для отдыха и для нашего старта.

Конечно, мы немного не расчитали движения второго и третьего дня, и это добавило нам приключений. Другой причиной является то, что на Цимлянском водохранилище нет больших мест для стоянки, как есть на таких озерах, как Онега, Ладога, Селигер. Эти места там отмечаются на картах. А нам пришлось идти по времени и искать такие места самостоятельно. Ход по водной глади шел прекрасно. В основном шли под парусом, когда стихал ветерок заводили мотор. Хотя нужно было экономить бензин – впереди нам предстояло пересечь судовой ход, а по правилам его проходят только с мотором, под парусом нельзя. Мы уже шли по над Цимлянским заказником. Берега были неподступными, заросшими камышом в глубину, наверное, около километра. На обеденную стоянку нам выбраться на берег так и не удалось, обедали на катамаране. В такой же ситуации оказались и вечером, когда нужно было останавливаться на ночную стоянку. Как в любом походе, лагерь должен разбит засветло. Уже был седьмой час, и мы за камышом увидели группу больших деревьев. По рассказам ростовских ребят, здесь было хорошее место для стоянки на самом берегу. И мы решили все-таки прорваться к этим деревьям через камыши. Я спрыгнул в воду и начал буксировать наше плавсредство. Оно продвигалось легко, но кое-где приходилось применить и особые усилия. Преодолев сотни метров препятствий, мы вышли к деревьям – они стояли в воде. Видно высокий уровень воды в этом году далеко затопил берег. Решили ужинать и спать на катамаране, зачалив его за камыши и поставив на кормовой якорь. Мы расположились на палубе, разожгли газовую печку, приготовили ужин, сели кушать, и здесь, уже в сумерках, начались кошмары. Как в фильме ужасов полчище откуда-то сорвавшихся комаров и, по-видимому, голодных, выскочило из засады и накинулось на нас. Они как будто ждали, когда мы приготовим ужин. Вся моя рука была покрыта комарами, они лезли и в уши в рот, это было очень неприятно. Мы вытащили средства от насекомых и начали мазаться, брызгались спреями. Комары активность свою снизили, но меньше их не стало. Тогда достали антикомариные спирали, подожгли их, и комары стали потихоньку отступать. С темнотой ненасытные насекомые вроде бы исчезли. Но все равно единичные особи пытались помешать нашему покою. Мы легли спать. Семья на большой палубе, а я на грузовой. Буквально через час усилился ветер и начала подниматься волна, которая с назойливостью стала хлестать меня под спину. Такой вариант ночлега меня не устраивал, и я стал искать варианты, но на ограниченной территории таковых не нашлось. Вскоре ветер стих, и уже за полночь я потихоньку ушел к сну.

В три часа меня разбудили ребята. Перекусив бутербродами, мы двинулись дальше вдоль заказника к мысу. Но монотонная природа камышового берега стала как бы давить на нас, и мы решили не идти к мысу, а пересечь водохранилище по диагонали и выйти на левый берег в районе села Малая Лучка. Ветер был попутным, и помогал нам набирать хорошую скорость. Начали пересекать судовой ход – завели мотор. Ветер начал усиливаться. Уже было пройдено километров 7-8. Сильные порывы поднимали волну, захлестывали на палубу. Но в такой шторм наша команда ходила, и ничего страшного в этом я не увидел. Буквально через полчаса волны стали подниматься в метр, в полтора, начали опрокидываться их верхушки, на которых образовывались гребешки пены. А это говорило о том, что будет настоящий шторм. Ветер был где-то 10-12метров в секунду. Но нами было пройдено уже больше половины пути, и смысла возвращаться назад просто не было. Нужно было драпать вперед, и как можно быстрее. Для справки хочу сказать, что тип нашего катамарана «Простор» по безопасности был предназначен для продвижения с волнами в 50 -70 см. Но волны были выше. Отступать было некуда. Опыт путешествия в шторм у меня был. Но пришлось вспомнить все, чему учили меня в мореходной школе, и приложить все знания для того, чтобы благополучно дойти до берега. Подставляя корму набегающей волне, мы шли между гребнями. Хочу сказать, что приключения были великолепными. Поштормовались, набрались опыта в такой ситуации. Главное – снасти выдержали. У меня-то такой опыт был, правда на яхте и на большом семиметровом катамаране. И когда мы дошли уже до 15-го бакена, я понял, что все будет хорошо. Особенно девчонки были сильно расстроены. Когда уже зачалились на пляже, они со слезами и радостными криками начали обнимать меня, как будто мы «с того света» вернулись, кричали: «Ты наш спаситель». Показавшаяся нам вечностью борьба со штормам, оказывается, шла всего четыре часа. Александр минут десять сидел на берегу и нервно курил сигарету за сигаретой, пока я не отозвал его. Пошли в село купили пивка, мороженого. Немного пришли в себя, поговорили по телефону с ребятами из Кропоткина.

Ночевка была прекрасная. С утра двинулись дальше. Нашей окончательной целью был хутор Овчинников, там нас ждал мой друг Витя Севрюк. На траверсе мыса у села Жуковского ветер опять скис. Мы могли и на моторе дойти, но опускать паруса не стали. Как то хотелось под парусом завершить свое путешествие. Скорость была небольшая, потихоньку шли вперед – отдыхали, время нас не подгоняло, но все же решили не расслабляться – взять весла и погрести. И так часа 2 прошло. Затем начал дуть ветер, метров так 5-6 в секунду. Это самый хороший ветер для яхтсмена. И буквально через час мы увидели встречавшего нас на берегу Виктора. Мы, как положено, зачалились на две точки, пообнимались, поделились впечатлениями и стали разбирать катамаран. Эта процедура всегда происходит с легкой грустью, ведь завершен очередной поход». – этими словами Сергей завершил свой рассказ. Но на этом он не закончился. Капитан ответил еще на несколько интересовавших нас вопросов.

– Какая цель стояла перед вашей экспедицией?

– Скорее всего, познавательная, и социальная, это здоровый досуг. В принципе, два года назад географическое общество давало нам задание. Это определение кислотности воды, определение компонентов, которые несут впадающие реки, определение заиленности. Уже второй год этого нет. Возможно, более важные экспедиции были, чем наша, не знаю. А то, что вода кислотная, это было видно невооруженным глазом. Эту кислотность дают реки, впадающие в водохранилище на правом берегу: Цимла и другие. Конечно, то что мы увидели визуально, мы отправим в своем отчете.

– Расскажите немного о своем клубе.

– Клуб любителей парусных путешествий «Вольный ветер +» существует у нас в Кропоткине 12-13 лет. Мы позиционируем его как семейный. Путешествуем семьями, родители с детьми, сейчас уже с внуками. Действительных и почетных членов клуба у нас 15 человек. Я беру тех, кто постоянно на протяжении десятка лет ходит под парусом летом, а зимой катается на лыжах. У меня еще есть прокат лыжного оборудования в Лаго-Наки, куда мы ездим каждую зиму. Сейчас мы обживаем свой парусный клуб на берегу карьера, который полтора километра на километр шириной. Здесь мы сделали эллинг, построили три небольших домика. Ходим там под парусом. Байдарку поставили под парус, сёрфов есть несколько штук. В принципе, весь год строительством занимались, а сейчас три группы ушли в верховья Кубани.

– Вы, наверное, имеете мореходное образование?

– Заканчивал морскую школу ДОСААФ. И заканчивал я её в Таджикистане в горах. Мы ходили на ялах, шлюпах шестивесельных. По окончании учебы я получил удостоверение старшины шлюпок с правом несения паруса в закрытых водах Советского Союза. С 66 года хожу под парусом.

– Вы знаете о том, что у нас в Цимлянске в мае проходит всероссийская туристическая регата «Саркел»?

– Конечно знаю. И знаю людей, которые участвуют в ней. Но у нашего семейного клуба любителей парусных путешествий совсем другая направленность. Мы не спортсмены – мы путешественники. Возможно, кто-то из нашего клуба и дорастет до этого. Но нам пока это не нужно.

– Какие озера покорили участники вашей экспедиции?

– Маныч и Онежское – по два раза, Ладогу уже четыре раза, по разу Селигер, Валдай, теперь Цимлянское водохранилище. В ближайших планах – путешествия на самое крупное озеро Урала – Увильды, Телецкое озеро на Алтае и, возможно, Байкал. Я туда ходил еще в 1980-м. Ставим своей целью пройти все большие озера России, пока есть силы и здоровье.